Открытый урок

по литературному чтению  в 4 классе

 

МОУ Чертолинская сш

Учитель Батеко Светлана Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       « Человек, который понапрасну теряет время,         

                                                  сам не замечает, как стареет».               

 

 

Тема.      Е.Л.Шварц  « Сказка о потерянном времени».  

 

 Цели:    1). Ознакомить детей с жизнью и творчеством Е.Л.Шварца.  

                    2). Обеспечение целостного восприятия текста.   

                    3).  Работать над содержанием сказки.    

                    4).  Определить главную мысль.     

                     5).  Учить выразительно читать.  

 

 

                                            Ход урока.      

 

1. Организационный момент. 

2.  Проверка домашнего задания. 

     В.П.Астафьев « Стрижонок Скрип ».  

     1).тесты. 

     2).карточки ( приложение ) 

     3).пересказ 7 части.

      _ вопросы учителя и учащихся друг другу.    

      _ главная мысль.  

                                          (Использовать кассету «Голоса птиц»)  

                                                                        Стрижи, ласточки. 

 

 

3. Подготовка к восприятию.                       

  

    1).Вводная беседа.                 

    (на доске запись)   «Делу время - потехе час».                 

                            «Сказка – ложь, да в ней намёк!   

                                       Добрым молодцам урок».  

     - Как вы понимаете её смысл?     

     - Прочитайте имя писателя, чью сказку мы будем читать.

     - Что вы о нём знаете?

  

    2).Рассказ учителя о писателе.       (1896- 1958)

   - В Казани, в семье врача, в 1896 году родился Евгений Львович Шварц.  

    Вначале учился на юридическом факультете Московского университета, 

    затем – актёрство в любительских труппах. В 1929 году появилась первая 

    сказка для театра. Может быть, Шварц стал сказочником потому, что в         

    сказке обычно добро побеждает зло, и потому, что в сказке должен       

    обязательно быть хороший, счастливый конец.       

   

    3). Сообщение цели урока.        

        На доске выставка книг и портрет писателя.  

 

4.  Чтение и анализ сказки.     

      - Как вы думаете, у этой сказки будет хороший или плохой конец?     

    

    1). Чтение сказки учителем.    

      - К какому литературному жанру относится прочитанное произведение?    

( Авторская литературная сказка.) Докажите. ( Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики.) 

   

    2). Словарно- лексическая работа.   

      На столе керосиновая лампа, часы- ходики.  (Выписать на доску).

     - ( По арифметике, окладистая (борода), басом, пенсия, ходики, гири, маятник, на задвижку, керосиновая лампа, держите ухо востро).     

   

      Окладистая (борода)- широкая и густая. 

      Ходики- небольшие стенные часы упрощённого устройства с гирями.   

      Гири- подвесной груз, приводящий в движение механизм часов. 

      Маятник- качающийся стержень, прикреплённый верхним концом к не-  

      подвижной точке.   

      Задвижка- приспособление с подвижной планкой для запора чего- либо.

      Керосиновая лампа- лампа с фитилями, освещающая при помощи 

       керосина.

      Пола- нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

 

    - Подберите синонимы к словам: хмурый ( угрюмыйенастный); сберечь     

      ( сохранить, спасти).  

     - Подберите антонимы к словам: состариться (помолодеть); трудиться (бездельничать, лениться, лодырничать).     

   

    3).Чтение учащимися 1 части сказки цепочкой.   

                  

                Физкультминутка.    

  

    4).Работа над содержанием сказки.  

      ( Использовать выборочное чтение).  

      -  С чего всё началось?  

      -  Почему тётя Наташа и мама не узнали Петю?  

      -  Кто действует в сказке? ( Автор, Петя Зубов, тётя Наташа, мама).  

                                                     - записать на доске.   

 

5. Чтение по ролям (в лицах).  

6. Работа над пословицами и поговорками.   

  - Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет пословицы и поговорки? 

  - Найдите и объясните их смысл.    (Выписать на доску). 

  (Всё пропало. Держать ухо востро. Как сквозь землю провалился. И в ус не

  дует. Не терять времени даром. Терять время понапрасну.) 

 

7. Итог урока.   

      1).Обобщение.

 - Ребята, чему учит эта сказка?                                                                 (Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет).    

   

     2).Рефлексия.

 -  Какое задание больше всего понравилось?  

 -  С каким настроением уходим с урока?

   

    3).Оценки за домашнее задание и работу на уроке.

 

8. Домашнее задание: с. 108- 110 (2 часть)- пересказ.    

                                      - запись в дневник.

            

  

                                

 

                                    Приложение.                                                            

 

                                           Тесты.     

 

1. Кто автор сказки?   

    а). Паустовский.    

    б). Астафьев.         

    в). Чарушин.  

 

2.Как звали вожака стаи?   

   а). Чёрный хвостик.   

   б). Острый клюв.    

   в). Белое брюшко.    

 

3. Как погиб папа стрижат?   

    а). Сшибли из рогатки мальчишки.     

    б). Унёс коршун.    

    в). Поймала кошка.      

 

4. Что принесла мама первому стрижонку?  

     а). Мошку. 

     б). Капельку дождя.   

     в). Комарика.  

 

5. По какой команде стрижи бросались на врага?  

    а). Тиу!  

    б). Догоняй!  

    в). Держи его!     

 

6.  Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собой…   

     а). Тишину. 

     б). Утренний клёв. 

     в). Лето.  

 

7.  Почему стрижонок не погиб от голода и других опасностей?  

     а). У него хорошая норка.  

     б). Стрижи – дружный народ.    

     в).  В норке было тепло.     

 

Ответы: 1. б),  2. в),  3. а),  4. б),  5. а),  6. в),  7. б).

 

 

 

Карточка 1. 

 

- Зачитайте, какие враги были у проворных стрижей?  

- Расскажи, чем питаются стрижи и как?   

 

 

 

Карточка 2.    

 

- Прочитай, как погибла мама- стрижиха?

- Какая главная мысль сказки?   

 

 

Физкультминутка для глаз.   

 

     Рисуй глазами треугольник.  

     Теперь его  переверни  

     Вершиной вниз. 

     И вновь глазами 

     Ты по периметру веди. 

     Рисуй восьмёрку вертикально.

     Ты головою не крути,  

     А лишь глазами осторожно 

     Ты вдоль по линиям води.   

     И на бочок её клади. 

 

Физкультминутка.  

 

    Мы осанку исправляем,

    Спинки дружно прогибаем, 

    Вправо, влево мы нагнулись,

    До носочков дотянулись. 

    Плечи вверх, назад и вниз. 

    Улыбайся и садись.